Социальная стратификация и мобильность тест егэ. «Тест «Социальная стратификация и мобильность «

Тест 10 класс. Обществознание. «Социальная стратификация и мобильность».

    Социальное неравенство выражается в

    изменении социального статуса человека

    разном доступе к социальным благам

    многообразии социальных норм

    особенностях поведения людей

    Примером вертикальной социальной мобильности является

    переезд человека на новое место жительства

    получение титула баронета мелкопоместным дворянином

    получение рабочим водительских прав

    переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

    Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?

    социальную мобильность 3. социальную дифференциацию

    социальную стратификацию 4.социальную адаптацию

    Социальная стратификация представляет собой

    социальное различие, неравенство в положении людей

    результат взаимодействия внутри общественной группы

    любые изменения в статусе личности

    освоение индивидом социальных норм

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Общественные изменения - один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

    социального статуса 3) социальной нормы

    социальной роли 4) социальной санкции

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

    верно только А 3) верны оба суждения

    верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    верно только А 3) верны оба суждения

    верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) увольнение работника 1.вертикальная

Б) переход из православной религиозной группы 2.горизонтальная

в католическую

В) член фракции парламента стал её руководителем

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

    гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом

    гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, теперь он - директор школы

    гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на должность заведующего хирургическим отделением

    гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого музея, теперь она - его директор

    Установите соответствие между формами социальной стратификации и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

А) наёмные рабочие 1) сословие

Б) духовенство 2) класс

В) буржуазия

Г) дворянство

Д) купечество.

12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп - от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15-25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнюю малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.

Определите, какие положения текста имеют

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальные (А), которые являются (Б) вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, – как бы фильтруют и отбирают (В), осуществляя своеобразную (Г). Человек не остается в одном уровне (Д) в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную позицию. Социальная (Е) означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной (Ж).»

Социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность.

Вариант 1.

1. К кри-те-ри-ям со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции от-но-сит-ся

1) раз-мер до-хо-да

3) черты ха-рак-те-ра

2. Какой тип со-ци-аль-ной диф-фе-рен-ци-а-ции ил-лю-стри-ру-ет-ся вы-де-ле-ни-ем со-ци-аль-ных групп по воз-рас-ту и полу?

1) де-мо-гра-фи-че-ская

2) эко-но-ми-че-ская

3) по-ли-ти-че-ская

4) про-фес-си-о-наль-ная

3. Со-ци-аль-ные груп-пы в эпоху ра-бо-вла-де-ния вы-де-ля-лись по на-ли-чию или от-сут-ствию у них граж-дан-ских прав. Какое со-ци-аль-ное яв-ле-ние ил-лю-стри-ру-ет дан-ный факт?

1) со-ци-аль-ная адап-та-ция

2) со-ци-аль-ная мо-биль-ность

3) со-ци-аль-ная роль

4) со-ци-аль-ная диф-фе-рен-ци-а-ция

4. В За-пад-ной Ев-ро-пе XVIII—XIX вв. об-ще-ство де-ли-лось на две груп-пы. К одной из них от-но-си-ли дво-рян-ство и ду-хо-вен-ство, к дру-гой — ре-мес-лен-ни-ков, куп-цов и кре-стьян. Какое со-ци-аль-ное яв-ле-ние ил-лю-стри-ру-ет дан-ный факт?

1) со-ци-аль-ную роль

2) со-ци-аль-ную мо-биль-ность

3) со-ци-аль-ную диф-фе-рен-ци-а-цию

4) со-ци-аль-ную адап-та-цию

5. Клас-со-вый тип со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

1) при-сущ ев-ро-пей-ско-му сред-не-ве-ко-во-му об-ще-ству

2) ха-рак-те-рен для древ-не-во-сточ-ной ци-ви-ли-за-ции

3) носит уни-вер-саль-ный ха-рак-тер

4) свой-стве-нен ин-ду-стри-аль-но-му об-ще-ству

6. К со-ци-аль-ной сфере жизни об-ще-ства от-но-сит-ся ин-сти-тут

1) об-ще-ствен-но-го про-из-вод-ства

2) част-ной соб-ствен-но-сти

3) науки

4) семьи

7. В эко-но-ми-че-ски раз-ви-тых стра-нах боль-шую часть на-се-ле-ния со-став-ля-ют(-ет)

1) круп-ные соб-ствен-ни-ки

2) сред-ний класс

3) «синие во-рот-нич-ки»

4) ин-тел-ли-ген-ция

8. Касты, со-сло-вия, клас-сы — это

1) типы со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

2) этапы раз-ви-тия го-су-дарств в новое время

3) со-ци-аль-ные груп-пы, при-су-щие сред-не-ве-ко-во-му об-ще-ству

4) эле-мен-ты со-ци-аль-но-го ста-ту-са лич-но-сти

9. Доход, бо-гат-ство, об-ра-зо-ва-ние, пре-стиж в своей со-во-куп-но-сти яв-ля-ют-ся

1) по-ка-за-те-ля-ми об-ще-ствен-но-го про-грес-са

2) про-яв-ле-ни-я-ми со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти

3) кри-те-ри-я-ми со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

4) ме-ри-лом об-ще-ствен-но-го бо-гат-ства

10. По ка-ко-му кри-те-рию в об-ще-стве вы-де-ля-ют-ся хри-сти-а-не, му-суль-ма-не, буд-ди-сты, иудеи?

1) по граж-дан-ству

2) по роду за-ня-тий

11. К сред-не-му клас-су в эко-но-ми-че-ски раз-ви-тых стра-нах от-но-сят-ся

1) не-ква-ли-фи-ци-ро-ван-ные ра-бо-чие

2) ме-не-дже-ры круп-ных пред-при-я-тий

3) вла-дель-цы не-боль-ших фирм

4) лица, за-ня-тые фи-зи-че-ским тру-дом

12. Среди ка-на-лов вос-хо-дя-щей со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти со-цио-лог П. Со-ро-кин вы-де-лял

1) род-ствен-ные связи

2) на-коп-лен-ный лич-ный опыт

3) рас-ши-ре-ние со-ста-ва семьи

4) по-лу-че-ние об-ра-зо-ва-ния

13. Из 92 рим-ских им-пе-ра-то-ров 36 до-стиг-ли этого ста-ту-са бла-го-да-ря служ-бе в армии. Этот факт ил-лю-стри-ру-ет вывод о том, что

1) служ-ба в армии в древ-не-рим-ском го-су-дар-стве была уде-лом выс-ше-го клас-са

2) в опре-де-лен-ные пе-ри-о-ды армия вы-сту-па-ет одним из ос-нов-ных ка-на-лов со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти

3) ос-нов-ным типом со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти в Древ-нем Риме была вер-ти-каль-ная мо-биль-ность

4) го-су-дар-ство по-ощ-ря-ло со-ци-аль-ную мо-биль-ность в об-ще-стве

14. В об-ще-ство-ве-де-нии под со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ци-ей по-ни-ма-ют

1) на-ли-чие в об-ще-стве раз-лич-ных сфер

2) раз-де-ле-ние об-ще-ства на груп-пы, за-ни-ма-ю-щие раз-лич-ное по-ло-же-ние

3) со-ци-аль-ную под-держ-ку ма-ло-обес-пе-чен-ных групп на-се-ле-ния

4) по-вы-ше-ние со-ци-аль-но-го ста-ту-са

15. В стра-не Z кре-стья-не и го-род-ская бед-но-та огра-ни-че-ны в до-сту-пе к ка-че-ствен-но-му об-ра-зо-ва-нию и здра-во-охра-не-нию. В дан-ном факте от-ра-жа-ет-ся

1) со-ци-аль-ная мо-биль-ность

2) со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство

3) со-ци-аль-ная струк-ту-ра

4) со-ци-аль-ный кон-троль

16. По ка-ко-му при-зна-ку вы-де-ле-ны такие со-ци-аль-ные общ-но-сти, как ка-то-ли-ки, пра-во-слав-ные и про-те-стан-ты?

1) тер-ри-то-ри-аль-но-му

2) эт-ни-че-ско-му

3) со-ци-аль-но-клас-со-во-му

4) кон-фес-си-о-наль-но-му

17. Какой при-знак лежит в ос-но-ве объ-еди-не-ния людей в такую со-ци-аль-ную общ-ность, как па-ри-жа-не?

1) со-ци-аль-но-клас-со-вый

2) эт-но-со-ци-аль-ный

3) де-мо-гра-фи-че-ский

4) тер-ри-то-ри-аль-ный

18. Кри-те-ри-ем со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции яв-ля-ет-ся

1) доход

2) мо-биль-ность

3) ав-то-ри-тет

4) не-ра-вен-ство

19. Мо-ло-дая де-вуш-ка, вы-пуск-ни-ца школы, одер-жа-ла по-бе-ду в на-ци-о-наль-ном кон-кур-се кра-со-ты и по-лу-чи-ла при-гла-ше-ние на ра-бо-ту в пре-стиж-ном ино-стран-ном мо-дель-ном агент-стве. Дан-ный при-мер ил-лю-стри-ру-ет такое со-ци-аль-ное яв-ле-ние как

1) мо-биль-ность

2) адап-та-цию

3) стра-ти-фи-ка-цию

4) де-лин-квент-ность

20. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство про-яв-ля-ет-ся в об-ще-ствах тра-ди-ци-он-но-го типа в

1) раз-лич-ном до-сту-пе пред-ста-ви-те-лей раз-ных со-сло-вий к вла-сти и об-ла-да-нию при-ви-ле-ги-я-ми

2) воз-мож-но-сти для всех граж-дан по-лу-чить об-ра-зо-ва-ние и со-ци-аль-ное обес-пе-че-ние

3) рав-ных пра-вах граж-дан в по-ли-ти-че-ской сфере, но раз-ли-чии в до-хо-дах, в об-ла-да-нии соб-ствен-но-стью

4) де-ле-нии об-ще-ства на стра-ты, опре-де-ля-е-мые уров-нем об-ра-зо-ва-ния, до-хо-да, про-фес-си-ей

21. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об осо-бен-но-стях со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

22. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ных общ-но-стях?

А. Че-ло-ве-че-ское об-ще-ство пред-став-ля-ет собой мно-же-ство раз-лич-ных со-ци-аль-ных общ-но-стей и групп.

Б. Со-ци-аль-ные общ-но-сти от-ли-ча-ют-ся раз-но-об-ра-зи-ем кон-крет-ных форм и видов.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

23. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о сред-нем клас-се?

А. По-дав-ля-ю-щее боль-шин-ство рос-си-ян — сред-ний класс.

Б. Фор-ми-ро-ва-ние сред-не-го клас-са яв-ля-ет-ся одной из пред-по-сы-лок пе-ре-хо-да Рос-сии к но-во-му типу об-ще-ства.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

24. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об оцен-ке по-ло-же-ния че-ло-ве-ка в об-ще-стве?

А.

Б. Пре-стиж — это сте-пень при-зна-ния окру-жа-ю-щи-ми лич-ных и де-ло-вых ка-честв че-ло-ве-ка.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

25. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном не-ра-вен-стве?

А. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство воз-ник-ло с пе-ре-хо-дом об-ще-ства в ин-ду-стри-аль-ную ста-дию раз-ви-тия.

Б. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство вы-ра-жа-ет-ся в не-оди-на-ко-вом до-сту-пе со-ци-аль-ных групп к де-фи-цит-ным ре-сур-сам об-ще-ства.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

26. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ных ин-сти-ту-тах?

А.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

27. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о тен-ден-ци-ях раз-ви-тия со-ци-аль-ной сферы?

А.  Для пост-ин-ду-стри-аль-но-го об-ще-ства ха-рак-те-рен рост сред-не-го клас-са.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

28. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном по-ло-же-нии че-ло-ве-ка в Рос-сии?

А. Кри-те-ри-ем, опре-де-ля-ю-щим со-ци-аль-ное по-ло-же-ние че-ло-ве-ка в со-вре-мен-ной Рос-сии, яв-ля-ет-ся раз-мер его бо-гат-ства.

Б. Кри-те-ри-ем, опре-де-ля-ю-щим со-ци-аль-ное по-ло-же-ние че-ло-ве-ка в со-вре-мен-ной Рос-сии, яв-ля-ет-ся его при-над-леж-ность к власт-ным струк-ту-рам.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

29. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. Одним из про-яв-ле-ний вер-ти-каль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти слу-жит ми-гра-ция на-се-ле-ния.

Б. Брак, за-клю-чен-ный между пред-ста-ви-те-ля-ми одной со-ци-аль-ной стра-ты, не яв-ля-ет-ся про-яв-ле-ни-ем го-ри-зон-таль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

30. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об оцен-ке по-ло-же-ния че-ло-ве-ка в об-ще-стве?

А. Ав-то-ри-тет — это оцен-ка об-ще-ством со-ци-аль-ных по-зи-ций, за-ни-ма-е-мых лич-но-стью.

Б.  Пре-стиж — это сте-пень при-зна-ния окру-жа-ю-щи-ми лич-ных и де-ло-вых ка-честв че-ло-ве-ка.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

31. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об от-кры-том и за-кры-том об-ще-ствах?

А. В от-кры-том об-ще-стве вы-со-ко це-нит-ся до-сти-га-е-мый ста-тус и су-ще-ству-ют от-но-си-тель-но ши-ро-кие воз-мож-но-сти для пе-ре-ме-ще-ния из одной со-ци-аль-ной груп-пы в дру-гую.

Б. За-кры-тое об-ще-ство ока-зы-ва-ет пред-по-чте-ние пред-пи-сан-но-му ста-ту-су и вся-че-ски за-труд-ня-ет пе-ре-хо-ды из од-но-го слоя в дру-гой.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

32. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о мар-ги-на-лах?

А.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

33. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о видах со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

34. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А.

Б.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

35. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном кон-тро-ле?

А. Об-ще-ство осу-ществ-ля-ет кон-троль по-сред-ством пи-са-ных пра-вил и норм.

Б. Одной из форм со-ци-аль-но-го кон-тро-ля яв-ля-ет-ся стра-ти-фи-ка-ция.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Вариант 2.

1. Со-слов-ное де-ле-ние об-ще-ства от-ра-жа-ет

1) вид го-су-дар-ствен-но-го устрой-ства

2) тип со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

3) ха-рак-тер эко-но-ми-че-ских свя-зей

4) осо-бен-ность по-ли-ти-че-ской си-сте-мы

2. Смена че-ло-ве-ком про-фес-си-о-наль-ной по-зи-ции яв-ля-ет-ся про-яв-ле-ни-ем

3) со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ства

4) со-ци-аль-но-го рас-сло-е-ния

3. По ка-ко-му кри-те-рию в об-ще-стве вы-де-ля-ют-ся управ-ля-ю-щие, управ-ля-е-мые, по-ли-ти-че-ские ли-де-ры?

1) по граж-дан-ству

2) по роду за-ня-тий

3) по при-над-леж-но-сти к вла-сти

4) по ре-ли-ги-оз-ной при-над-леж-но-сти

4. Ра-бо-чие про-мыш-лен-ных пред-при-я-тий в эко-но-ми-че-ски раз-ви-тых стра-нах

1) со-став-ля-ют боль-шую часть тру-до-спо-соб-но-го на-се-ле-ния

2) от-но-сят-ся к груп-пе «белых во-рот-нич-ков»

3) от-но-сят-ся к мар-ги-наль-ной части об-ще-ства

4) как со-ци-аль-ная груп-па чис-лен-но умень-ша-ют-ся

5. По ка-ко-му кри-те-рию диф-фе-рен-ци-а-ции вы-де-ле-ны со-ци-аль-ные груп-пы ка-то-ли-ков, про-те-стан-тов, пра-во-слав-ных, му-суль-ман?

1) по граж-дан-ству

2) по роду за-ня-тий

3) по на-ци-о-наль-но-сти

4) по ре-ли-ги-оз-ной при-над-леж-но-сти

6. К выс-ше-му клас-су в эко-но-ми-че-ски раз-ви-тых стра-нах от-но-сят-ся

1) соб-ствен-ни-ки круп-ных пред-при-я-тий

2) ин-же-нер-но-тех-ни-че-ские ра-бот-ни-ки

3) про-фес-су-ра выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний

4) со-труд-ни-ки на-уч-ных учре-жде-ний

7. Есте-ствен-ное и со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство людей яв-ля-ет-ся ос-но-вой

1) со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти

2) со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

3) со-ци-аль-ной адап-та-ции

4) со-ци-а-ли-за-ции

8. Рас-сло-е-ние и иерар-хи-че-ская ор-га-ни-за-ция раз-лич-ных слоев об-ще-ства на-зы-ва-ет-ся

1) со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ци-ей

2) со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью

3) со-ци-аль-ной адап-та-ци-ей

4) со-ци-а-ли-за-ци-ей

9. Какая со-ци-аль-ная тен-ден-ция про-яв-ля-ет-ся в усло-ви-ях пе-ре-хо-да к пост-ин-ду-стри-аль-но-му об-ще-ству?

1) рост числа за-ня-тых в сфере ин-фор-ма-ци-он-ных тех-но-ло-гий

2) ослаб-ле-ние по-зи-ций сред-не-го клас-са

3) уве-ли-че-ние при-то-ка сель-ско-го на-се-ле-ния в го-ро-да

4) лик-ви-да-ция люм-пен-ства как со-ци-аль-но-го яв-ле-ния

10. Пе-ре-ме-ще-ние че-ло-ве-ка в со-ци-аль-ном про-стран-стве без из-ме-не-ния со-ци-аль-но-го ста-ту-са на-зы-ва-ет-ся

1) вос-хо-дя-щей со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью

2) вер-ти-каль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью

3) го-ри-зон-таль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью

4) нис-хо-дя-щей со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью

11. При-ме-ра-ми со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, ха-рак-тер-ной для ин-фор-ма-ци-он-но-го об-ще-ства, могу слу-жить

1) при-ви-ле-ги-ро-ван-ные и не-при-ви-ле-ги-ро-ван-ные со-сло-вия

2) про-ле-та-рии и бур-жу-а-зия

3) синие во-рот-нич-ки и белые во-рот-нич-ки

4) дво-рян-ство и ку-пе-че-ство

12. К кри-те-ри-ям со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции от-но-сит-ся(-ятся)

1) раз-мер до-хо-да

2) форма про-ве-де-ния до-су-га

3) черты ха-рак-те-ра

4) по-ли-ти-че-ские убеж-де-ния

13. Что по-ни-ма-ет-ся уче-ны-ми-об-ще-ство-ве-да-ми под «со-ци-аль-ной мо-биль-но-стью»?

1) оцен-ка об-ще-ством с точки зре-ния со-ци-аль-ной зна-чи-мо-сти по-ло-же-ния, долж-но-сти, за-ни-ма-е-мых че-ло-ве-ком

2) ожи-да-е-мое об-ще-ством от че-ло-ве-ка по-ве-де-ние, свя-зан-ное с за-ни-ма-е-мым им по-ло-же-ни-ем

3) из-ме-не-ние че-ло-ве-ком сво-е-го по-ло-же-ния в об-ще-стве, пе-ре-ход из одной со-ци-аль-ной груп-пы в дру-гую

4) по-ло-же-ние, за-ни-ма-е-мое че-ло-ве-ком в об-ще-стве, опре-де-ля-ю-ще-е-ся его об-ра-зо-ва-ни-ем, до-хо-да-ми, иными при-зна-ка-ми

14. Про-яв-ле-ни-ем со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции яв-ля-ет-ся

1) де-ле-ние об-ще-ства на со-сло-вия

2) со-зда-ние эли-тар-ных про-из-ве-де-ний ис-кус-ства

3) диф-фе-рен-ци-а-ция фирм по уров-ню эф-фек-тив-но-сти

4) по-яв-ле-ние новых под-раз-де-ле-ний в го-су-дар-ствен-ном ве-дом-стве

15. Какой при-знак лежит в ос-но-ве объ-еди-не-ния людей в такую со-ци-аль-ную общ-ность, как па-ри-жа-не?

1) со-ци-аль-но-клас-со-вый

2) эт-ни-че-ский

3) де-мо-гра-фи-че-ский

4) тер-ри-то-ри-аль-ный

16. 36 из 92 рим-ских им-пе-ра-то-ров до-стиг-ли вы-со-ко-го об-ще-ствен-но-го по-ло-же-ния, под-няв-шись из низ-ших со-ци-аль-ных слоев. Это - при-мер

1) со-ци-аль-ной струк-ту-ры

2) го-ри-зон-таль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти

3) со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

4) вер-ти-каль-ной со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти

17. Что из пе-ре-чис-лен-но-го может сви-де-тель-ство-вать о росте сред-не-го клас-са в стра-не?

1) рост ко-ли-че-ства бан-ков-ских де-по-зи-тов

2) по-вы-ше-ние до-хо-дов наи-бо-лее обес-пе-чен-ной ка-те-го-рии на-се-ле-ния

4) уве-ли-че-ние ко-ли-че-ства суб-си-дий на опла-ту жи-лищ-но-ком-му-наль-ных услуг

18. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ха-рак-тер-но для со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции со-вре-мен-но-го об-ще-ства?

1) Боль-шин-ство со-ци-аль-ных ста-ту-сов яв-ля-ют-ся до-сти-га-е-мы-ми.

2) Со-ци-аль-ный ста-тус боль-шин-ства людей опре-де-ля-ет-ся семьёй, в ко-то-рой они ро-ди-лись.

3) Груп-пы людей от рож-де-ния раз-ли-ча-ют-ся по объёму прав и обя-зан-но-стей.

4) Груп-пы людей не раз-ли-ча-ют-ся по объёму при-над-ле-жа-щих им власт-ных пол-но-мо-чий.

19. Ре-про-дук-тив-ная функ-ция семьи вы-ра-жа-ет-ся в

1) вос-про-из-вод-стве на-се-ле-ния

2) при-об-ще-нии млад-ших чле-нов семьи к куль-ту-ре

3) опеке над пре-ста-ре-лы-ми чле-на-ми семьи

4) пла-ни-ро-ва-нии се-мей-ных до-хо-дов и рас-хо-дов

20. По ка-ко-му со-ци-аль-но-му при-зна-ку об-ра-зо-ва-на такая со-ци-аль-ная груп-па, как па-ри-жа-не?

1) про-фес-си-о-наль-но-му

2) де-мо-гра-фи-че-ско-му

3) со-слов-но-му

4) тер-ри-то-ри-аль-но-му

21. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о тен-ден-ци-ях раз-ви-тия со-ци-аль-ной сферы?

А. Для пост-ин-ду-стри-аль-но-го об-ще-ства ха-рак-те-рен рост сред-не-го клас-са.

Б. Со-ци-аль-ная диф-фе-рен-ци-а-ция об-ще-ства при пе-ре-хо-де от ко-манд-ной эко-но-ми-ки к ры-ноч-ной умень-ша-ет-ся.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

22. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном не-ра-вен-стве?

А. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство вы-ра-жа-ет-ся в не-оди-на-ко-вом до-сту-пе от-дель-ных групп на-се-ле-ния к об-ще-ствен-ным бла-гам.

Б. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство воз-ник-ло с пе-ре-хо-дом об-ще-ства в ин-ду-стри-аль-ную фазу раз-ви-тия.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

23. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ных ин-сти-ту-тах?

А, Со-вре-мен-ное об-ще-ство от-ли-ча-ет-ся низ-кой сте-пе-нью ин-сти-ту-а-ли-за-ции.

Б. Со-ци-аль-ный ин-сти-тут — это устой-чи-вый ком-плекс норм, ре-гу-ли-ру-ю-щих опре-де-лен-ные сферы де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

24. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. Со-ци-аль-ная мо-биль-ность свя-за-на с из-ме-не-ни-я-ми со-ци-аль-но-го ста-ту-са лич-но-сти.

Б. Вер-ти-каль-ная мо-биль-ность может до-сти-гать-ся по-сред-ством за-клю-че-ния брака с пред-ста-ви-те-лем иной со-ци-аль-ной стра-ты.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

25. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о тен-ден-ци-ях в раз-ви-тии со-ци-аль-ной сферы?

А. В усло-ви-ях ин-фор-ма-ти-за-ции и ком-пью-те-ри-за-ции, уси-ле-ния роли вы-со-ких тех-но-ло-гий в со-ци-аль-ной сфере воз-рас-та-ет чис-лен-ность ра-бот-ни-ков на-у-ко-ем-ких про-из-водств и сферы услуг.

Б. Ве-ду-щую роль в со-ци-аль-ной сфере пе-ре-до-вых стран мира иг-ра-ет мно-го-чис-лен-ный и вли-я-тель-ный сред-ний класс, вклю-ча-ю-щий эко-но-ми-че-ски не-за-ви-си-мых от го-су-дар-ства людей.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

26. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об осо-бен-но-стях со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. Войны и ре-во-лю-ции уси-ли-ва-ют со-ци-аль-ную мо-биль-ность ин-ди-ви-дов и групп.

Б. Об-ра-зо-ва-ние, лич-ные ка-че-ства по-мо-га-ют ин-ди-ви-ду про-дви-гать-ся вверх по со-ци-аль-ной лест-ни-це.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

27. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной струк-ту-ре со-вре-мен-но-го об-ще-ства?

В со-ци-аль-ной струк-ту-ре со-вре-мен-но-го об-ще-ства

А. воз-рас-та-ет чис-лен-ность и зна-че-ние за-ня-тых в сфере услуг и IТ-от-рас-лях.

Б. уве-ли-чи-ва-ет-ся чис-лен-ность ми-гран-тов, эт-ни-че-ских диас-пор.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

28. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном не-ра-вен-стве?

А. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство су-ще-ству-ет во всех стра-нах с ры-ноч-ной эко-но-ми-че-ской си-сте-мой.

Б. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство может сти-му-ли-ро-вать со-ци-аль-ную мо-биль-ность лич-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

29. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном не-ра-вен-стве?

А. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство про-яв-ля-ет-ся, пре-жде всего, в со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти.

Б. Со-ци-аль-ное не-ра-вен-ство пред-по-ла-га-ет на-ли-чие таких со-ци-аль-ных усло-вий, при ко-то-рых люди имеют раз-лич-ный до-ступ к со-ци-аль-ным бла-гам.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

30. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. Со-ци-аль-ные ре-во-лю-ции спо-соб-ству-ют уси-ле-нию со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти.

Б. Со-ци-аль-ная мо-биль-ность ин-ди-ви-да все-гда при-во-дит к по-вы-ше-нию его со-ци-аль-но-го ста-ту-са.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

31. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ном кон-флик-те?

А. При-чи-на со-ци-аль-но-го кон-флик-та свя-за-на с ин-те-ре-са-ми про-ти-во-бор-ству-ю-щих сто-рон.

Б. Одним из путей раз-ре-ше-ния со-ци-аль-но-го кон-флик-та яв-ля-ет-ся про-ве-де-ние пе-ре-го-во-ров.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

32. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о видах со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. К го-ри-зон-таль-ной мо-биль-но-сти от-но-сит-ся по-лу-че-ние офи-це-ром вне-оче-ред-но-го во-ин-ско-го зва-ния.

Б. К вер-ти-каль-ной мо-биль-но-сти от-но-сит-ся ра-зо-ре-ние пред-при-ни-ма-те-ля.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

33. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. Мар-ги-на-лы ис-пы-ты-ва-ют боль-шое пси-хо-ло-ги-че-ское на-пря-же-ние, по-вы-шен-ное бес-по-кой-ство, агрес-сив-ность.

Б. Апат-ри-да-ми на-зы-ва-ют лиц, пе-ре-ехав-ших на по-сто-ян-ное место жи-тель-ство в дру-гую стра-ну.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

34. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о видах со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. К го-ри-зон-таль-но-му виду мо-биль-но-сти от-но-сит-ся по-лу-че-ние вне-оче-ред-но-го во-ин-ско-го зва-ния.

Б. К вер-ти-каль-но-му виду мо-биль-но-сти от-но-сит-ся пе-ре-ход че-ло-ве-ка в более низ-кий со-ци-аль-ный слой.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

35. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о со-ци-аль-ной мо-биль-но-сти?

А. Со-ци-аль-ная мо-биль-ность — это раз-де-ле-ние об-ще-ства на груп-пы, за-ни-ма-ю-щие раз-ное по-ло-же-ние.

Б. Го-ри-зон-таль-ная со-ци-аль-ная мо-биль-ность пред-по-ла-га-ет пе-ре-ме-ще-ние че-ло-ве-ка по со-ци-аль-ной лест-ни-це либо вверх, либо вниз.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Задания по теме «Социальная мобильность, группа, неравенство, стратификация».

25.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, разрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

25.2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, разрывающее значения социальной группы для человека.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.3. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «канала социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях перемещения, и одно предложение, называющее основной канал социальной мобильности в современном мире.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социального неравенства, и одно предложение с указанием конкретного проявления социального неравенства.

25.5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об исторических типах социальной стратификации, и одно предложение, определяющее основные критерии стратификации современного общества.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.1. Назовите любые три критерия социальной стратификации современного общества и проиллюстрируйте примером каждый из них.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.2. Раскройте на примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.3. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.4. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.1. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – Русской Правде – предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.2. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.3. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.4. Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь ее заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.5. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 1. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальные общности и группы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 2. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальная стратификация и ее типы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. 3. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальная мобильность».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Для начала посмотрите видеоурок по социальной стратификации:

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация — это процесс расположения индивидов и социальных групп по горизонтальным слоям (стратам). Процесс этот связан в первую очередь как с экономическими причинами, так и общечеловеческими. Экономическими причинами социальной стратификации является то, что ресурсы ограничены. А из-за этого ими надо рационально распоряжаться. Именно поэтому выделяется господствующий класс — он владеет ресурсами, и эксплуатируемый класс — он подчиняется господствующему классу.

Среди общечеловеческих причин социальной стратификации выделяются:

Психологические причины. Люди не равны по своим задаткам и способностям. Одни могут сконцентрироваться на чем-либо долгие часы: на чтении, просмотре фильмов, создании чего-то нового. Другим ничего не надо и не интересно. Одни могут идти к цели через все преграды, а неудачи только подстегивают их. Другие сдаются при первой же возможности — им проще стонать и ныть, что все плохо.

Биологические причины. Люди не равны также от рождения: одни рождаются с двумя руками и ногами, другие - с рождения инвалидами. Понятно, что чего-то достичь крайне трудно, если ты инвалид, тем более в России.

Объективные причины социальной стратификации. К ним относится например место рождения. Если ты родился в более-менее нормальной стране, где тебя научат грамотне бесплатно и есть хоть какие-то социальные гарантии — это хорошо. У тебя есть неплохие шансы добиться успеха. Так, если ты родился в России даже в самой глухой деревне и ты — пацан, по крайней мере ты можешь пойти в армию, а потом остаться служить по контракту. Затем тебя может быть направят в военный вуз. Это всяко лучше чем выпивать со своими односельчанами самогон, а годам к 30 умереть в пьяной драке.

Ну а если ты родился в какой-нибудь , в которой толком не существует государственности, а местные князьки заявляются в твою деревню с автоматами наперевес и убивают кого-ни попадя, а кого ни попадя уводят в рабство — то пиши пропала твоя жизнь, а вместе с ней и твое будущее.

Критерии социальной стратификации

К критериям социальной стратификации относится: власть, образование, доход и престиж. Разберем каждый критерий в отдельности.

Власть. Люди не равны по уровню власти. Уровень власти измеряется (1) количеством людей, которые находятся у тебя в подчинении, а также (2) объемом твоих полномочий. Но наличие одного этого критерия (даже самой большой власти) не означает, что ты — находишься в высшем слое. К примеру у учителя, преподавателя власти хоть отбавляй, но доход вот хромает.

Образование. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей. Если у тебя высшее образование — это открывает определенные горизонты для твоего развития. На первый взгляд кажется, что в России — это не так. Но это только так кажется. Потому что основная масса выпускников настроена иждивенчески - их должны взять на работу. Они не понимают, что со своим высшим образованием они вполне могут открыть своё дело и повысить свой третий критерий социальной стратификации — доход.

Доход — третий критерий социальной стратификации. Именно благодаря этому определяющему критерию можно судить о том, к какому социальному классу относится человек. Если доход от 500 тысяч рублей на душу и выше в месяц — то к высшему; если от 50 тыс до 500 тысяч рублей (на душу населения), то ты относишься к среднему классу. Если от 2000 рублей до 30 тыс. то твой класс- базовый. И также далее.

Престиж — субъективное восприятие людьми твоего , является критерием социальной стратификации. Раньше считалось, что престиж выражается исключительно в доходе, так как если у тебя достаточно денег — ты можешь красивее и качественнее одеваться, а в обществе, как известно, встречают по одежке... Но ещё 100 лет назад социологи поняли, что престиж может быть выражен в престиже профессии (профессионального статуса).

Виды социальной стратификации

Виды социальной стратификации могут быть выделены, например, по сферам общества. Человек за свою жизнь может сделать карьеру в (стать известным политиком), в культурной (стать узнаваемым деятелем культуры), в социальной сфере (стать, к примеру, почетным гражданином).

Кроме того, виды социальной стратификации могут быть выделены на основе того или иного типа стратификационных систем. Критерий выделения таких систем — наличие или отсутствие социальной мобильности.

Существует несколько таких систем: кастовая, клановая, рабовладельческая, сословная, классовая и пр. Некоторые из них разобраны выше в видео по социальной стратификации.

Вы должны понимать, что тема эта крайне большая, и охватить ее в одном видеоуроке и в одной статье невозможно. Поэтому мы предлагаем Вам приобрести видеокурс в котором уже содержатся все нюансы по теме социальной стратификации, социальной мобильности и другим смежным темам:

С уважением, Андрей Пучков

1 вариант

1.Для характеристики положения социальных общностей в социальной структуре ученые используют понятие

1) «социальная стратификация» 2) «социальная мобильность»

2.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство возникает вследствие статусных различий.

Б. Социальное неравенство обусловлено, прежде всего, природными различиями между людьми.

3. Для характеристики социальных условий, при которых дефицитные ресурсы общества в разной мере доступны социальным общностям и группам, используется термин

1) «социальная мобильность» 2) «социальное неравенство»

3) «социальный статус» 4) «социальная роль»

4.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. В зависимости от характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Б. Формальные группы создаются для выполнения определенного круга социальных задач.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. В 2000 г. в стране Z

Z .

    Социальный прогресс

    Разделение труда

    Мотивация

    Социальные нормы

    Общественные отношения

    Социальный институт

    Стабильность

    иерархия

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (11 КЛАСС)

2 вариант

1.Какое социальное явление иллюстрирует наличие в обществе различных профессиональных групп?

1) горизонтальную социальную мобильность 2) вертикальную социальную мобильность

3) социальную стратификацию 4) социальный конфликт

2. Социологи используют термин «социальная стратификация» для обозначения

1)изменения в социальном положении индивида или социальной группы

2) установленных в обществе правил поведения

3) процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

4) совокупности расположенных в иерархическом порядке социальных общностей

3.Малообеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Это пример

1) «социальной нормы» 2) «социальной стратификации»

3) «социального неравенства» 4) «социальной мобильности»

4. Верны ли следующие суждения о социализации?

А.Социализацией называют процесс освоения индивидом культуры общества.

Б. В процессе социализации человек развивает качества, нужные для успешной жизни в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Социальная структура общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. В 2000 г. в стране Z начались социально-экономические реформы. В 2005 и 2010 гг. социологической службой был проеден опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Можете ли вы или ваши родственники сейчас при необходимости получить качественные образовательные или медицинские услуги?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Проанализируйте данные диаграммы и сделайте выводы о влиянии реформ на качество жизни граждан страны Z .

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

Важнейшими субъектами ____________ (А) являются социальные группы. Степень общности, время существования социальных групп, а также объединяющие их _______________(Б) могут быть различными. Любая социальная группа должна соответствовать следующим критериям: это развивающаяся организация, отношения внутри которой регулируются набором ______________(В), для нее характерно наличие ролевой _____________(Г). Социальные группы обладают своей специфической позицией, отличаются особым статусом, образуют социальную структуру общества. Позиция, роль и статус – важнейшие характеристики социальной группы. ________________(Д) любой социальной группы гарантируется социальной структурой.

Социальная структура отражает специфический для данного общества характер ___________(Е),

Взаимоотношения между классами и другими социальными группами, формы социальных организаций и социальных действий.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    Социальный прогресс

    Разделение труда

    Мотивация

    Социальные нормы

    Общественные отношения

    Социальный институт

    Стабильность

    иерархия